ТАНЦУЮЩИЕ В НЕБЕСАХ
| — Внимание! Приближается шестёрка вертолётов Ми-28Н! Они идут боевым порядком «треугольник»! Посмотрите, как ровно и красиво движется группа! Это пилотажная группа 344-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации — пилотажная группа «БЕРКУТЫ»!
Гордый голос комментатора разносится над полем, название группы взвивается как стяг и перекрывается характерным равномерным рокотом: в небе, молотя винтами воздух, проходят боевые вертолёты Ми-28Н. За штурвалом каждого из них сидит лётчик высшего класса, виртуозно управляющий грозной машиной. И их синхронный полёт завораживает. Это — пилотажная группа «Беркуты».
Мальчишки смотрят на них, замерев от восхищения, взрослые мужчины — с тайной завистью и нескрываемым уважением. Эти парни — небожители, творящие в небесах то, что кажется невозможным. Держась в нескольких метрах друг от друга, вертолёты словно танцуют в воздухе, как на сцене, перестраиваясь из одного порядка в другой, выполняя развороты и крены. И этот полёт мощных красивых машин вызывает одновременно и восторг, и трепет.
Не менее эффектно смотрится одиночный пилотаж вертолёта Ка-52 — изящной стремительной машины, выписывающей в небе невообразимые кружева. Полёт боком, разворот на горке, пикирование с имитацией атаки, стремительные подъёмы и зависание в считанных метрах от земли — любоваться мастерством лётчика можно бесконечно.
И главное, что всё это не просто эффектные показательные фигуры. Каждая из них имеет практическое боевое применение. Группа «Беркуты» — не «чистые» пилотажники, и выступления не являются основной целью существования группы. «Беркуты», в отличие от других пилотажных групп, в первую очередь — военные лётчики, инструкторы, выполняющие боевые задания и обучающие вертолётчиков мастерству управления винтокрылыми машинами. То, что зрители видят в воздухе — это результат долгой и плодотворной работы по повышению умения управлять вертолётом в бою. Ведь пилотирование — это основа ведения воздушного боя. А основная работа «Беркутов» — изучать новые вертолёты и учить летать на них. Летать так, чтобы максимально раскрыть возможности машины и взаимодействия между экипажами. Все члены пилотажной группы — инструкторы 344 ЦБПиПЛС, который базируется в Торжке.
А пилотаж — их любимое дело. Дело всей жизни, в котором лётчики достигли высочайших результатов. Групповой пилотаж на вертолётах сложнее, чем на самолётах. Когда группа летит в боевом порядке, между лопастями их несущих винтов не больше 10 метров. Полет на столь близком расстоянии друг от друга является для вертолётчиков наиболее сложным и опасным. Выполнять его способны лишь единицы. И лётчики, держа столь плотный строй, демонстрируют буквально ювелирное мастерство управления. То, что делают «Беркуты», не может повторить больше никто в мире. |
В далёкие девяностые
Группа «Беркуты» — команда влюблённых в небо энтузиастов, которые более двадцати лет назад начали тренироваться выполнять групповой сложный пилотаж с тем, чтобы демонстрировать возможности своих машин в показательных полётах. Днем рождения группы считается их первое выступление на публике, которое состоялось 11 апреля 1992 года на день Космонавтики в подмосковной Кубинке. На сегодняшний день «Беркуты» — единственная группа, которая демонстрирует фигуры сложного пилотажа на боевых вертолётах. И этим лётчикам нет равных в мире.
Организаторами группы были заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Борис Алексеевич Воробьёв, выполнявший одиночный пилотаж в составе «Беркутов», и заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Евгений Иванович Игнатов, который был первым ведущим группы. В составе первой четвёрки летали также полковник Александр Чичкин, полковник Александр Рудых, подполковник Владимир Калиш. За более чем 20 лет существования в группе сменилось несколько составов. В разные годы по разным причинам лётчики выходили из группы. На их место приходили другие такие же Мастера лётного дела, не мыслящие свою жизнь без неба. На сегодняшний день в составе «Беркутов»: полковник Андрей Попов, подполковник Дмитрий Миняйло, подполковник Эдуард Козачек, подполковник Александр Стопычев, майор Дмитрий Архипов, подполковник Геннадий Гордиенко.
Несколько лет назад, 2 августа 2015 года, произошла трагедия — одного «Беркута» не стало. Полковник Игорь Владимирович Бутенко погиб во время демонстрационного полёта группы. Это произошло на празднике «Авиамикс», проходившем в рамках международных армейских игр на полигоне Дубровичи под Рязанью. В конце выступления, после выполнения «роспуска» на глазах у нескольких тысяч зрителей вертолёт потерял управление и начал падать. Игорь Владимирович сумел осуществить жёсткую посадку, но после удара о землю вертолёт загорелся. Лётчик-оператор остался жив, а командиру экипажа спастись не удалось. Через несколько дней на полигоне Дубровичи был установлен памятник Игорю Бутенко.
| |
| Грозные беркуты
С начала своего существования и почти двадцать лет группа летала на вертолётах Ми-24. Их машины камуфляжной раскраски с российским триколором вдоль всего борта и на киле хорошо известны поклонникам выступления пилотажных групп: «Беркуты» постоянно принимают участие в самых разных авиационных мероприятиях. Это международные и отечественные авиасалоны и выставки авиатехники, воздушно-спортивные праздники в разных городах, праздничные авиашоу. Вертолёты «Беркутов» пролетали над Поклонной горой в составе парада в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне и украшали собой парады Победы на Красной площади, выступали на воздушном празднике в честь 850-летия города Москвы. И это лишь малая часть событий, где в небе можно было увидеть характерные пятнистые вертолёты Ми-24 с надписью «Беркуты» на хвостовой балке. Сейчас без «Беркутов» не обходится ни один воздушный парад, ни одно крупное авиационное мероприятие.
В 2012 году «Беркуты» пересели на другие машины. Ввиду солидного возраста любимых Ми-24, от них пришлось отказаться. Теперь «Беркуты» выступают на «Ночных охотниках» — вертолётах Ми-28Н. Эти машины не имеют фирменной расцветки, на их бортах всего лишь небольшие наклейки с эмблемой группы. Такие же, какие можно увидеть на комбинезонах пилотов. Эмблемы выполнены в виде герба, на правой части которого — силуэты четвёрки летящих вертолётов Ми-24, а в левом верхнем углу изображён беркут — символ группы. Шеврон с эмблемой пилотажный группы торжественно вручается лётчику в день, когда его принимают в состав «Беркутов».
Ещё одна внешняя отличительная деталь группы — защитные шлемы лётчиков, на которых нанесена аэрография. Сложная картинка представляет собой черное звездное небо, плавно переходящее в цвета неяркой северной зари. И на фоне рассвета на шлеме парит грозный беркут — самый крупный орёл, король неба.
И как бесконечно красив полёт беркута над степью, так и незабываем полёт группы. Стоит один раз увидеть выступление «Беркутов», чтобы потом день за днём, неделю за неделей вспоминать его. Вспоминать непередаваемые эмоции от вида грозных машин, воздушных танков, которые с рокотом скользят по небу, управляемые твёрдой рукой асов лётного дела, неоднократно проверивших своё мастерство на практике. «Беркуты» — боевые офицеры, прошедшие горячие точки, принимавшие участие в миротворческих задачах. И их полёт — больше, чем просто красивое шоу. За ним стоит реальный боевой опыт. Подтверждением тому — многочисленные орденские планки на груди у лётчиков. Глядя на этих парней, испытываешь неподдельное чувство гордости за нашу армию. А провожая восхищённым взглядом удаляющиеся вертолёты, невольно говоришь «спасибо». Пилоты, конечно, этого не слышат, но всё равно, спасибо вам, «Беркуты»! |
|